Подробнее об этом
05.04.2023 13:31
Консультация для родителей «Эмоциональная поддержка в семье», Боркова А.Д., педагог-психолог

Эмоциональная поддержка – это один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.

Эмоциональная поддержка - это процесс:

- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

- который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;

- который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.

 

Поддерживать ребенка - это значит верить в него. Вербально и не вербально взрослый должен сообщать ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает поступок в целом, но и должен стараться выделить отдельные позитивные для ребенка стороны. Эмоциональная поддержка основана на вере в прирожденную способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

 

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, выявить, какие силы в семье, школе и в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. По мнению психологов, такого рода факторами могут быть:

- завышенные требования родителей;

- соперничество братьев и сестер;

- чрезмерные амбиции ребенка;

- неудачный опыт оценивания и разрешения жизненных ситуаций;

- внимание родителей к ошибкам, неудачам, поражениям;

- конфликтные отношения в детском коллективе;

- сравнение взрослыми ребёнка с другими детьми.

 

Поддерживать ребенка можно посредством:

- Отдельных слов (например: красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай и т.д.).

- Высказываний («Я горжусь тобой!», «Мне нравится, как ты справляешься с заданием», «Я рад твоей помощи», «Я рад, что ты в этом принимал участие», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал» и т.д.).

- Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).

- Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

- Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

 

Для создания психологической поддержки, эффективно продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и успехов. У ребенка необходимо создать установку: «Ты можешь это сделать!». Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого.

 

Чтобы поддержать своего ребенка, необходимо:

1. Опираться на его сильные стороны.

2. Избегать подчеркивания любых его промахов.

3. Показывать, что вы удовлетворены им.

4. Уметь и хотеть демонстрировать ему любовь и уважение.

5. Проводить больше времени с ним.

6. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

7. Уметь взаимодействовать с ним.

8. Позволить ему самому решать проблемы там, где это возможно.

9. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

10. Принимать индивидуальность ребенка.

11. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

12. Демонстрировать оптимизм.

 

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

- Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.

- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

- Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.

- Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.

- В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.

Никогда не говорите своему ребенку слова, которые смогут вызвать у него разочарование:

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.

- Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.

- Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.

- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.

- Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.

 

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, который опасается, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от самого себя.

Семья с её своеобразным и только ей присущим психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка - его определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и себе самому.

 

Уважаемые родители, не забывайте об эмоциональной поддержке ребенка в семье!