Подробнее об этом
26.04.2018 07:49
«Активизация речевой деятельности детей раннего возраста посредством дидактического пособия «Мягкие сказки»» Ревнивых Ю.С.,учитель-логопед

25 апреля состоялось городское методическое объединение воспитателей по теме: «Речевая деятельность ребёнка раннего возраста как средство его социализации», целью которого было – повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях модернизации образования. Моей основной задачей, как учителя-логопеда было важно рассказать о способах активизации речевой деятельности детей раннего возраста посредством дидактического пособия «Мягкие сказки».

 Всем известно, что сейчас в мире компьютерных технологий незаменимыми в работе педагогов с детьми дошкольного возраста по-прежнему остаются пособия, созданные своими руками. Плюсами таких игрушек являются их экологичность, функциональность, эксклюзивность и много другое.

В своей работе такие пособия я использую,  начиная с раннего возраста, постепенно усложняя сюжет съёмными элементами и добавлением различных застёжек. 

Применяя в работе данную многофункциональную развивающую книгу «Мягкие сказки», мы развиваем:

·        память,

·        внимание,

·        развиваем логическое мышление,

·        воображение,

·        сенсорное, пространственное восприятие,

·        развиваем мелкую моторику, и конечно же формируем культуру общения и обращения с книгой, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие тактильных ощущений, речи и общее развитие ребёнка, а занятия в игровой форме очень нравятся детям.

Также, воспитателям были представлены примеры дидактических игр пособия «Мягкие сказки»:
1. Дидактическая игра «Каким цветом?»
Цель: развитие восприятия, закрепление цвета, расширение словарного запаса.
Описание: Рассматривая игру, взрослый отмечает, какого цвета изображенные предметы. Затем спросите у ребенка, что какого цвета. После того, как ребенок в - основном будет различать цвета правильно, включайте в рассказы неверные определения, например: «На дереве зелёные яблоки». Малыш должен «услышать» ошибку.
2. Дидактическая игра «Кто где?»
Цель:
развитие пространственных тренировок, умение ориентироваться на микроплоскости, закрепить понятия «вверху, внизу, справа, слева, в центре», ввести в пассивный, а затем активный словарь ребенка предлоги и слова «внутри, под, над, с, из, на, около» и др.
Описание: В процессе рассказывания какой-либо истории употреблять эти понятия, просить ребенка отвечать на вопросы типа: «Где сидит курочка?», «Кто спрятался в травке?», «Кто находится слева от домика?», «Где солнышко (тучка)?»

3. Дидактическая игра «Запомни сказку»
Цель: развитие памяти, воображения, речи, мелкой моторики.
Описание: взрослый рассказывает сказку, сопровождая их соответствующими действиями. Задача ребенка запомнить сказку и повторить.

4. Придумывание сказок или изменение конца сказки

Цель: развитие фантазии и воображения, моделирование желательных образцов поведения, развитие связной речи, эмоциональное раскрепощение.

Описание: придумывать для и вместе с малышом любые сказки и истории по материалу книжки. Свою сказку можно сопровождать соответствующими действиями: шнуровать заборчик, пристегивать домик и прилепить тучку и т.д. Можно попросить ребенка придумать, почему яичко не разбилось. Можно придумать другую сказку, возможно с другим главным героем.

 

5. Дидактическая игра «Кто внимательнее?»

 Цель: развитие внимания и памяти.

Описание: взрослый располагает подвижные детали игры в произвольном порядке. Ребенок должен запомнить их расположение. После того, как взрослый поменяет расположение деталей, ребенок восстанавливает первоначальный порядок.

6. Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Описание: Показ фигурки животного. Кто это? Собака лает громко: «ав-ав».

А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу».

А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют

звукосочетания по нескольку раз.

7. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Описание: Педагог держит в руке несколько фигурок животных и птиц из фетра. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

В завершении методического объединения мной была проведена рефлексия для обобщения полученных знаний. Педагогам было предложено разделиться на две команды и составить свой уникальный рецепт. Одна команда «колдовала» добавляя и смешивая различные ингредиенты для получения необычного рецепта «Успешного речевого развития детей раннего возраста», а вторая трудилась над рецептом «Успешного социально-коммуникативного развития детей раннего возраста».

А как все рецепты были озвучены, был сделан вывод, что главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют, ведь дети живут в игре. Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».

 


Благодаря таким играм дети познакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаются новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, у них активизируется речь, ребятишки активно вступают в диалог с взрослым, а в последующем и со сверстниками. Ведь ни для кого не секрет, что важным моментом социализации дошкольника является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка, его психику и сознание.