Подробнее об этом
17.01.2019 11:48
Практические рекомендации для родителей «Речь ребёнка без ошибок или как научить ребёнка выговаривать все звуки» Соклакова Ю.С.,учитель-логопед


 Словно по часам наши дети взрослеют, и их потребность разговаривать растет с каждым днем всё больше. Но, к сожалению, большинство малышей не справляются с произношением отдельных звуков. Значит ли это, что нужно показать ребёнка специалисту или можно самостоятельно научить кроху правильно выговаривать все звуки в домашних условиях?

Попробуем разобраться с корнем проблемы, что же послужило причиной неправильного произношения? В общении с ребёнком большинство родителей допускают ошибку – подражают речи маленького человечка, сюсюкаются и коверкают слова. Получается вместо того, чтобы в разговоре с детьми говорить, как можно лучше, при этом четко проговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем речь малопонятной, тем самым опуская свою речь до уровня малыша. А раз ребёнок не слышит правильной речи, то как же он сможет ее запомнить и повторить? Именно поэтому, ваша речь должна быть максимально четкой и разборчивой, чтобы малыш с легкостью научился говорить правильно.

Второй причиной нарушения произношения отдельных звуков могут послужить следующие особенности строения речевого аппарата:

·         Тонкость либо наоборот пухлость губ, что затрудняет их артикуляцию;

·         Недостатки в строении челюсти (прикус), зубов, либо их отсутствие;

·         Размер языка (маленький, массивный, неподвижный);

·         Короткая связка (уздечка), находящаяся под языком, способствующая затруднению движений языка;

·         Недостаточная сформированность фонематического восприятия, ребёнок путает звуки, не различает их, тем самым формируется неправильное произношение.

Для начала родители могут попробовать справиться с некоторыми нарушениями произношения ребёнка самостоятельно.

Тренировка № 1. Правильно произносим звуки С, З и Ц.

В случае, если ребёнок не произносит звук С, то одновременно с этим звуком, может быть нарушено произношение и остальных свистящих звуков – З, Зь, Ц, Сь. Причина этого – недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.

Исправить эту ситуацию и помочь ребёнку можно следующими упражнениями:

«Песенка язычка». Попросите ребёнка приоткрыть ротик, высунуть язычок расположив его на нижней губе. Следим, чтобы края языка касались уголочков рта. Затем предлагаем сыграть песенку, шлепая губами по всему язычку – «пя-пя-пя». При этом воздух выходит плавной струей, не прерываясь.

«Вкусный блинчик». Важно научить ребёнка расслаблять язычок. Для этого ребёночку нужно просто улыбнуться и положить кончик языка на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язычок чуть свисает с губ. Завершаем упражнение вкусным «АМ» убирая язык обратно в ротик.

«Чистим зубки». Предлагаем ребёнку убраться в домике язычка. Почистить нижние зубки.

Постановка звука З происходит аналогично звуку С, стоит лишь добавить звук горлышка. Звук Ц состоит из двух звуков – Т и С, которые переходят от одного к другому. Попросите малыша произнести сначала медленно эти два звука «т-с, т-с, т-с», затем увеличив темп произношения звуки соединятся «тсс, тсс, тсс», в конечном итоге у ребенка сразу получится звук Ц.

Тренировка № 2. Правильно произносим звуки Ш, Ж, Ч и Щ.

Чаще всего проблема с шипящими звуками возникает из-за того, что у ребенка не получается расслабить язычок и поставить его вверх, при этом чтобы края языка касались верхних боковых зубов. 

Поэтому снова предлагаем малышу поиграть с язычком:

«Язычок-музыкант». Снова просим малыша положить широкий язычок, но уже на нижние зубки, а верхними постучать по нему, произнося простую мелодию «та-та-та». После того как язычок расслабился, предлагаем сыграть выучить новую мелодию, шлёпая по язычку верхней губой «па-па-па».

«Подъем в гору». Для этой занимательной игры понадобиться небольшая конфетка, которая послужит для малыша еще и хорошим стимулом. Опять же всё просто, просим повторить выученные ребенком упражнения. Ребенок открывает ротик и располагает язычок на нижней губе высунув при этом его кончик. Положите на него конфетку и попросите кроху прилепить ее к потолочку в домике у язычка (к нёбу) за верхними зубами. Следим, чтобы в этом упражнении работал только язычок, челюсть неподвижна.

«Фокус». Ребенок приоткрывает ротик, поднимая язычок вверх, укладывает его так, чтобы по середине него получился желобок, а края почти сходились. На носик кладем кусочек ваты. Малышу нужно глубоко вдохнуть носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом взлетает вверх.

Опять же аналогична постановка звука Ж от звука Ш, добавляем вибрацию горлышка.

Учимся произносить звук Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с этим упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из звуков Ть и Щ. Сначала язычок ударяется об альвеолы, произнося звук ТЬ, после чего расслабляется, пропуская через щелку звук Щ. Опять же сначала произносим эти звуки медленно, а затем ускоряемся и звуки сливаются в один звук Ч. Несколько тренировок и у вашего малыша всё получится!

Тренировка № 3. Учимся правильно произносить звуки К и Г.

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать следующие упражнения:

«Катание с горки». Положите на ладошку ребенку небольшое перышко. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

«Ложечка». Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

 

Тренировка № 4. Правильно произносим звук Р.

Произносить звук Р ребенок начинает лишь к годам 5-6. Если ваш малыш еще не достиг этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Звук Р является самым проблемным звуком для детей:

·         Ребенок не выговаривает рычащий звук, он пропадает у него из слова. Это получается в случаях, когда этот звук располагается между гласными. Например, слово парад будет звучать «па – ад»;

·         Ребёнок заменяет звук Р на звуки Л, Ы, Й. Таким образом вместо руки – «лука», рыжий – «ыжий», ворона – «войона»;

·         Ребёнок произносит звук Р, но не так, как он звучит в русском языке. Он либо вибрирует, как у англичан, или агрессирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки произношения звука Р, можно следующими упражнениями:

«Чистим зубки». Предложите малышу снова убраться в домике у язычка, при этом нужно широко улыбнуться и кончиком языка водить по внутренней стенке верхних зубов и контролировать, чтобы челюсть была неподвижна.

«Парус». Ребёнку нужно широко открыть рот, затем кончиком языка достать до верхних зубов, спрятать его за ними. Нижняя часть язычка прогибается вперед, а края прижаты вверх к зубкам. Повторяем это упражнение три раза по 7-10 секунд.

«Лошадка». Приглашаем ребенка отправится на прогулку с язычком на лошадях. Имитируем цоканье, тем самым язык плотно прижимается к нёбу и резко отпускается.

«Сердитый индюк». Вместе с ребёнком пробуем изобразить сердитого индюка. Малыш быстро, быстро просовывает язык между зубками, как бы выбрасывая его за зубки. При этом произносим звуки похожие на «бл-бл-бл», с каждым разом набирая темп.

«Барабан». Предлагаем снова друг другу широко улыбнуться, ротик широко открыть. Затем сильно постучать языком об потолок за верхними зубами. В это время произносим звук «д-д-д». Следите за тем, чтобы работал только язычок, челюсть остается неподвижной.

Независимо от того, упражнения для произношения какого звука вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, чистоговорок, стишков или песенок с этим звуком и совместными усилиями вы добьетесь результата!