Подробнее об этом
24.08.2022 14:38
"Графомоторные навыки или как овладеть письмом", Боркова А.Д.,педагог-психолог

Навык овладения письмом обозначается в педагогике и психологии как «графомоторный навык». Это один из основных навыков, необходимых ребенку для начала школьного обучения. Он развивается в дошкольном детстве, в процессе рисования, раскрашивания. В его основе лежат психическое и физическое развитие ребенка. Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет ребенку рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать инструмент письма. Письмо – это сложный процесс, включающий выполнение тонких и скоординированных движений ведущей руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания, а также межполушарного взаимодействия. Причины нарушения этого процесса связанны с особенностями психо-физиологического развития ребенка, и должны корректироваться уже в дошкольном периоде детства.

Одна из проблем, с которыми сталкивается учителя начальной школы — рост числа детей, не готовых к овладению письмом. Учителя все чаще отмечают сложности графомоторных навыков у маленьких учеников.

 Согласно данным специалистов в области психологии и физиологии у детей дошкольного возраста:

  • слабо развиты мелкие мышцы кисти руки;
  • несовершенна координация движений;
  • не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев;
  • низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам;
  • дети не могут выделить элементы из целой буквы;
  • конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Именно поэтому дети часто испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат и располагают письменные принадлежности, линии оказываются «прерывистыми», нажим неравномерный, символы и буквы получаются у них разного размера, расстояние между буквами неравномерные, дети не ориентируются на листе бумаги или странице, не удерживают темп выполнения заданий.

Развитие и коррекция графомоторных навыков включают в себя:

  • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании геометрических фигур, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

Поэтому работу на развитие мелкой моторики рук ребёнка следует обратить внимание с самого раннего возраста. Грудному младенцу нужно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речевое развитие и непосредственно появление речи.

Ну а мы в нашем саду активно будем помогать родителям развивать у воспитанников графомоторные навыки, ведь это так важно для его будущего обучения в школе.