Подробнее об этом
14.02.2023 09:11
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьёй в играх, упражнениях», Шаргина И.П.,учитель-логопед

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – с раннего возраста и до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Развивая у детей дошкольного возраста мелкую моторику, мы развиваем интеллект ребёнка и совершенствуем точность его движений.

Для развития движений руки детей можно использовать традиционные формы работы продуктивными видами деятельности такие как:

- мозаики;

- шнуровки;

- застёгивание и расстегивание пуговиц;

- штриховки;

- раскраски;

- работа с пластилином и т. д.

Для наиболее эффективного развития мелкой моторики можно использовать игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Выложи узор»; из камешков «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое.

Для развития мелкой моторики можно также использовать основной принцип дидактики: от простого к сложному:

1. Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно-педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, т.к.  мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.

2. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным является использование в этих целях физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным, например:

• Игры с пальчиками.

• Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

• Пальчиковые игры со скороговорками.

• Пальчиковые игры со стихами.

3. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Дети  запускают пальцами мелкие волчки, катают по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.

4. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

5. Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики можно отводить играм с малыми мячами. Для этого можно использовать несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

Для развития ручной умелости  также можно использовать пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

Представляем несколько игр для развития мелкой моторики рук:

Грецкие орехи

Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предоставьте ребёнку «чистить орешки», раскладывая чистые орешки в одну тарелку, а «очистки» – в другую. Грецкий орех положить между ладонями. Прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

Пуговицы

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите сначала ребёнку выложить рисунок по образцу, после того, как он научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, неваляшку, бусы и т. д

Щётка для волос

Дайте ребёнку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Карандаши

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счёт до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Бельевые прищепки

Взять ненужный CD-диск и показать как можно прикреплять прищепки к листку, изображая лучики солнышка. На диске можно дорисовать глазки и ротик солнышка.

Взять  пластмассовые прищепки, поочерёдно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

Кусается сильно котёнок - глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш».

Пробки от пластиковых бутылок, пуговицы с углублением

Две пробки кладём резьбой верх, указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).

– Пальчик-мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

– С этим братцем щи варил,

– С этим братцем кашу ел,

– С этим братцем песни пел.

Игры с предметами домашнего обихода

Взять яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпать по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте нарисовать какие – нибудь предметы (заборчик, дождик, волны, буквы, цифры).

Возьмите решётку для раковины. Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Крупа

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):

Я горошины возьму,

Выложу дорожку.

Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами сначала одной, потом другой рукой. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая её к столу:

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать, надо пальчикам сказать:

«Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек.

Покрути и покатай и другому передай.

Насыпать в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста:

Мы тесто месили, мы тесто месили.

Нас тщательно всё промесить попросили.

Но сколько не месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Итак, достоинством приведённых ниже игр на развитие мелкой моторики является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.