Подробнее об этом
10.03.2017 08:12
"Советы логопеда"


 Советы логопеда

Роль родителей в развитии речи детей

 

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач по обучению родному языку. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно – одно из необходимых условий полноценного развития личности. Наша задача – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребёнка с коллективом, сделать всё для того, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребёнка  с окружающим миром, и важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше мы научим ребёнка грамотно и правильно говорить, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особенно большое значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Порою нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью и с такими  детьми требуется индивидуальная работа.

И в этом большую помощь можете оказать вы, родители.

 

На что следует обратить внимание

при организации занятий с детьми дома?

Как правильно помочь ребёнку? Что зависит от Вас, родителей?

 

·        Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и т.д.

·        Особое внимание следует обратить на слух. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий (радио, телевизор).

·        Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением. Вредно нагружать ребёнка сложным речевым материалом, заучивать сложные по форме, по содержанию стихи, читать книги, предназначенные детям школьного возраста.

·        Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своей речью, чётко произносили все звуки и слова.

·        Некоторые недостатки в речи, возможно, устранить только при помощи логопеда. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь. Исправлять ошибки нужно доброжелательным тоном, не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово, лучше дать образец его произношения.

·        Занимаясь дома, читая книгу, рассматривая картинки, предложите ребёнку ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать сказку, придумать рассказ по картинке и т.д.  Выполняя задание, дети допускают речевые ошибки. Не следует перебивать ребёнка, надо дать возможность закончить высказывание, а затем, указав на ошибки, дать образец.

·        В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

У многих родителей есть заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, письма, счета.

 

Развитая речь – развитый ребёнок.

 

Ребёнок 5-6 лет может:

·        Пересказывать прочитанное;

·        Вести диалог;

·        Составлять рассказ по картинкам, игрушкам, серии картин.

·        Объяснять смысл прочитанного.

 

Большая роль в развитии речи отводится взрослым, окружающим его. Дети очень точно воспроизводят не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем. Поэтому необходимо давать ребёнку правильные образцы для подражания, чтобы его речь не была полна дефектами речи взрослых. Спокойно исправляйте речевые недостатки.

 

Важно, чтобы перед приходом в школу ребёнок умел:

·        Правильно произносить все звуки.

·        Правильно строить предложения.

·        С выражением читать стихи.

·        Рассказывать сказки.

·        Описывать картины.

·        Связывать начало, продолжение и конец сказки.

 

Поэтому взрослые  должны:

·        Следить за своей речью.

·        Чётко произносить все звуки.

·        Быть точными в эмоциональной окраске речи.

·        Произносить новые для ребёнка слова медленно и точно.

 

 Учитель-логопед

Ревнивых Ю.С.