«Советы логопеда»
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.
Талантом народной педагогики созданы игры: «ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Потешки не только развивают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.
Существует связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с раннего детства. Помогайте ребёнку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:
· «Флажок».
Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
· «Очки».
Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
· «Бинокль».
Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».
· «Зайчик».
Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Коза бодается.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел, ну а этот всё глядел.
Апельсин.
Мы делили апельсин – много нас, а он один.
Эта долька - для кота, эта долька - для ежа,
Эта долька – для улитки, эта долька – эта долька – для чижа,
Ну, а волку - кожура!