Часто бывает, что по дороге в детский сад ребенок задает много вопросов, выпрашивает очередную игрушку за хорошее поведение, рассказывает забавные нелепицы или вообще капризничает? Тогда у многих родителей возникает вопрос: чем же отвлечь ребёнка, чем его заинтересовать? Одним из вариантов может стать игра на ходу. Ребенок увлеченный такой игрой не обратит внимания на расстояние, будет весело шагать и с удовольствием изучать мир, узнавая что-то новое. Во время любой пешей прогулки очень удобно играть со словами, ведь ни каких материальных затрат и усилий эти игры не требуют, нужно только лишь хорошее настроение (дети очень тонко его чувствуют) и в первую очередь заинтересованность в игре самого взрослого. И по итогу, Вы и ваш ребенок получаете интересную и занимательную прогулку, у малыша увеличивается словарный запас, тренируется память и внимание, не говоря уже о положительном эмоциональном фоне.
Предлагаю подборку простых речевых игр, подходящих для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Если внимание малыша переключилось, попробуйте мягко вернуть его к игре. Не получается? Ничего страшного, значит, поиграете завтра.
1. Игра: «Назови, какой формы…?»
Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы, а потом наоборот – взрослый сам называет предметы, а ребенок определяет какой же он формы: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т.д.); апельсин – круглый, огурец – овальный и т.д.
2. Игра; «Какого цвета?»
Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета (красный помидор, красная пожарная машина, красный сигнал светофора и т.д.)
3. Игра: «Слова наоборот»
Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие).
Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки, назвать предметы, которые находятся высоко (низко): солнышко – высоко, а земля низко.
4. Игра: «Съедобно-несъедобно»
Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет: огурец – съедобный, самокат – несъедобный. А также можно предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.
5. Игра: «Назовём одним словом»
Взрослые называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом: помидор, морковка, огурец (овощи); стул, стол, шкаф, кресло (мебель).
6. Игра: «Представь, а что будет, если…»
Задача взрослого – придумывать смешные или удивительные вопросы: «Скажи, а что будет, если прямо сейчас перед нами на дорогу упадёт колбаса?» или «Что будет, если папа превратится в хомячка?». Отвечая на них, дети обычно хохочут и взахлёб рассказывают, как будут ловить колбасу, чтобы съесть, а папа-кролик станет скакать по комнате, роняя стулья.
7. Игра: «Большой – маленький»
Взрослый называет животное или предмет, а малыш придумывает для него сравнение. К примеру: заяц больше бабочки, но меньше лисы, арбуз больше апельсина, но меньше самолета, стол больше стула, но меньше шкафа.
8. Игра: «Весёлый счет»
Предложите ребенку, осмотреться и убедиться, что вокруг много одинаковых предметов. И предложить их назвать. (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Считаем вместе: Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
9. Игра: «Ты шагаешь, и я шагаю»
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
10. Игра: «А что будет, если…»
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).