Способность к общению включает в себя:
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение тонкий показатель отклонений психического развития.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не может быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которые нуждаются в сопровождении специалистов. Таких детей часто зачисляют в ранг “трудных”. К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Несомненно, такие ребята нуждаются в особом внимании со стороны педагога-психолога, т.к. им трудно взаимодействовать с окружающими.
В этом случае, цель работы с “трудными”: создать благоприятные условия для достижения позитивной социализации детей – дошкольников путем развития их коммуникативных способностей, воспитания адекватного поведения. Для этого используются методики, техники и упражнения на релаксацию, медитацию, телесную и танцевальную терапии, занятий на развитие эмоционально-коммуникативной сферы.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей. Музыка – искусство, обращенное к душе человека, что дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. При формировании у дошкольников культуры общения можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребенка необходимые эмоциональные состояния.
Для этого необходимо в музыкальные занятия включать задачи с коммуникативной направленностью и использовать следующие формы работы: коммуникативные и народные круговые танцы, танцы-приветствия, телесные и контактные игры, хороводы. В разделе «Пение» используются методические приемы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, пение по очереди, цепочкой, приемом «снежный ком», творческие задания. При слушании музыки обращать внимание на культуру слушания – умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания. Игра в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания. В разделе «Музыкально – ритмические движения» делается акцент на привитие навыков культуры поведения: Мальчикам – умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончанию; девочкам – умение принять предложение или отказать, не обидев партнера.
Работа по развитию коммуникативной сферы детей должна продолжаться и вне занятий. Необходимо включать игры на общение в игровую деятельность в группе в вечернее время и на прогулке.
Большую роль в развитие коммуникативных способностей играют совместные с родителями праздники и развлечения, в которых родители принимают активное участие. Такие совместные мероприятия направлены прежде всего на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия, доверия и уверенности в себе.
Таким образом, современные педагогически технологии в музыкальной деятельности, а так же сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствует коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Тренинг “Подводное царство”
Приветствие “Осьминожки”
Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек, которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками т.д.
Подвижная игра “Волны”
Ведущий обращается к детям: “Если вы были на море, то конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают вас. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет “купающимся”, а остальные – “волнами”. “Купающийся” становится в центр круга, “волны” тихонько поглаживают его, приговаривая “Мы любим тебя, мы любим тебя”.
После игры, ведущий спрашивает: “Понравилось ли вам купаться в море?”, “Что вы чувствовали?” Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает с их помощью показать “волны радости”, “волны спокойствия”, “волны гнева” и т.д.
Волшебная история
Ведущий достает красивую ракушку, дает детям потрогать ее, понюхать, послушать. Говорит: “У этой ракушки есть какая-то тайна. Может быть, она откроет мне ее (приставляет к уху). Послушайте, о чем мне рассказала ракушка. Далеко-далеко отсюда есть волшебный мир подводного царства. В нем живут удивительные рыбы, осьминоги, рачки. Морское дно украшают зеленые и бурые водоросли, красные и белые кораллы, разноцветные камешки и ракушки. Закройте глаза и представьте себе подводное царство, обитателей морских глубин… (звучит аудиозапись “Шум моря”). Через некоторое время ведущий спрашивает: “Что интересного вы там увидели?”