Детей нужно учить дружить? Да, именно так, умение детей взаимодействовать не является врожденным инстинктом поведения, умение дружить – это качество приобретенное. И именно родители прививают первые навыки общения, учат знакомиться и дружить. Вопрос лишь в том, как правильно это сделать?
Дети в разный возрастной период дружат по-разному. И у каждого возраста есть свои особенности и приоритеты.
Начиная с полугода, дети уже начинают тянуться друг к другу.
С полутора лет до двух лет дети начинают сотрудничать друг с другом играя в песочнице, делясь игрушками. Общаются дети, так называемым «языком тела» и привлекают их дети, занимающиеся теми же делами, что и они. В этом возрасте ярче проявляются симпатии и антипатии, с кем ребёнок играет, а с кем играть отказывается.
Возрастной период двухлеток сопровождается признаками эгоцентризма, что проявляется в их поведении. Они могут жадничать, горько плакать из-за нового объекта внимания мамы, выражать «свое Я», конфликтовать, если ни кто не разделяет их точку зрения.
Следом, в возрасте от трех до пяти лет в обиходной речи детей появляются такие понятия как: «друг», «подружка», «дружить», «дружу». Именно в этом возрасте и закладываются понятия о дружбе. Ребенок имеет много друзей. Но отношения между детьми не устойчивы, подвержены эмоциональности. В течение часа дети могут быть «не разлей вода», а в один момент поссориться и не дружить. В такой ситуации важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом. Поэтому в данном возрастном периоде влияние родителей, воспитателей очень важно для деток. Они должны рассказывать, как дружить, как правильно мириться и не ссориться, а главное просто быть рядом и поддерживать своего ребенка.
Возраст детей от шести до девяти лет уже можно назвать «дружбой по интересам». Такая дружба больше напоминает «взрослую дружбу». Дети уже не ассоциируют всех знакомых с друзьями, а выделяют только нескольких, поэтому и к ссорам и расставанию относятся более болезненно, очень переживают.
Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вашему ребёнку избежать социальных трудностей, быть дружелюбным и общительным.
Первое, учите ребенка знакомиться! Если ребенок будет знать фразы, с которых начинается знакомство, то он с легкостью сможет наладить контакт с новыми знакомыми и обрести друзей. Малышу достаточно знать самые простые фразы: «Здравствуйте», «Спасибо», «Как тебя зовут?», «Можно поиграть твоей игрушкой?». Если же ваш ребенок застенчив, то проиграйте эти ситуации дома.
Второе, не менее важно научить ребёнка делиться и меняться своими игрушками с другими детьми. Лучше обучить его этому еще до детского сада, тем самым ребёнку будет проще вести переговоры, слышать и учитывать интересы своего собеседника.
Третье, обязательно учите своего малыша навыкам поведения в коллективе. Объясняйте, детям, как вести себя в разных ситуациях: отобрали игрушку, обидели, ударили или наоборот похвалили и сделали комплимент, угостили чем то, для лучшего понимания проигрывайте такие ситуации в игре.
Четвертое, учите ребенка разрешать конфликтные ситуации. Это не значит, что нужно в обязательном порядке учить ребёнка обзываться и драться, он должен уметь доказывать свою правоту другим способом. Научите ребёнка уверенно высказывать свое мнение, применять такие фразы как «мне не нравится», «я не хочу делать этого», уметь отказывать, если его убеждают сделать то, что ему не хочется или вовсе запрещено. А если конфликт детей в самом разгаре, то лучшим вариантом закончить его будет – организовать всеобщее примирение и предложить им новую совместную игру.
Пятое, привлекайте ребёнка уметь хорошо делать что-то своими руками: складывать бумажные корабли или животных из бумаги, делать украшения из различных материалов, тогда малышу не придется искать способ «подкупить» дружбу. Наоборот, дети сами захотят дружить с таким талантливым ребёнком, чтобы тоже поучаствовать в интересном процессе и научиться делать что-то новое.
Шестое, подружитесь с родителями других детей и вместе устраивайте различные мероприятия: начиная от празднования детского праздника до обычных прогулок или совместных походов. Придумывайте подвижные игры, конкурсы, которые будут способствовать сближению детей. Ведь возникновению дружбы чаще всего способствуют именно совместные игры.
Седьмое, будьте примером для ребёнка! Когда у родителей есть надежные друзья, они дружелюбны и общительны, то такой пример быстрее даст ребёнку осознание силы дружбы. Делитесь с детьми своими жизненными, литературными историями про дружбу, делая акцент на ее ценности в жизни человека.
Восьмое, сказок, мультфильмов и детских фильмов о дружбе – множество. С их помощью малыш научится переживать и сочувствовать, защищать слабых, помогать друзьям, а самое главное станет настоящим другом.