Многие родители удивлены тем, как мгновенно меняется поведение их детей. В обществе они сдержаны и спокойны, а дома вдруг становятся агрессивными.
Приведу в пример ситуацию, когда ребёнок заводился буквально с пол-оборота. И при попытке спокойно объяснить ему, почему он не может получить желаемое прямо сейчас, он впадал в ярость, начинал швырять на пол вещи, хлопать дверью, сопровождая всё это криком и слезами. При этом находясь в саду, он вел себя достаточно спокойно и выдержанно. Его всегда хвалили воспитатели и няни. Почему же так происходит? Чем вызваны резкие перепады настроения в домашней обстановке?
За время моей работы, я встречала немало родителей, чьи дети склоны к агрессивному поведению, подвержены частым эмоциональным срывам, заставляя остальных членов семьи потакать, дабы не спровоцировать очередную вспышку гнева.
Давайте разбираться вместе, в зависимости от окружения дети ведут себя по-разному, а ключевую роль в этом играет префронтальная кора головного мозга, функция которой отвечает за контроль импульсов и реакцию торможения. Эта часть мозга работает более активно, когда ребёнок испытывает чувство беспокойства, нервничает, боится наказания или ждет поощрения. Но, уже придя домой, оказавшись в спокойной обстановке, действие механизма сдерживания вспышек эмоций постепенно прекращается, и все накопившиеся детские эмоции вырываются наружу. Таким образом, если ребенка что-то расстроит в саду или в гостях, функции префронтальной зоны не позволят этим чувствам проявиться со всей силой. А вот по возвращению в свою зону комфорта ребенок выплеснет накопившуюся за день усталость в виде истерики или очередного приступа гнева. То есть, он либо приспосабливается к условиям, правилам, порядку и смиряется с тем, что его желание не исполнится, либо начнет злиться на окружающих и даже на самого себя. Попытки родителей что-то объяснить или посоветовать ребёнку в этот момент будут тщетны, они лишь усилят его гнев. Находясь в таком состоянии, дети не воспринимают информацию логически. Они переполнены эмоциями и чувствами, а от объяснений им становится только хуже.
Для родителей в таких ситуациях главное не бояться проявлений чувств ребёнка, а наоборот дать понять малышу, что вы его любите, тем самым помочь ему преодолеть все трудности на жизненном пути. Воздержитесь от советов, наставлений, высказываний своего мнения, лучше помогите ему осознать – какие чувства он испытывает: злость, грусть, разочарование. И не стоит переживать, если он не сумеет четко назвать причины своего гнева или сопротивления. Для ребенка важно почувствовать, что его услышали. Тем самым ваша цель – побудить ребёнка перейти от агрессии к принятию. После того, как ребёнок смог снять с себя груз переживаний, выразить эмоции и ощутить себя понятым, убедитесь, что он готов услышать ваши мысли. Если же малыш ответит отрицательно, то разговор лучше на время отложить.
Испытывая трудности при взаимопонимании со своим малышом, родители часто ощущают бессилие, в этом случае не стоит забывать, что в саду есть тот специалист, к которому не стыдно обратиться за помощью, ведь лучше вместе разобраться, посмотреть на ситуацию со стороны, тем самым помочь вам и вашему ребенку стать счастливее.
Помните: мы растим не детей, а взрослых. И хоть мы и учим их преодолевать трудности, не все желания исполняются. Порой просто нельзя получить то, что хочешь. Дети, которым мы помогаем разобраться в своих чувствах, через эти разочарования учатся преодолевать более серьезные жизненные невзгоды.