Летние месяцы – самое долгожданное и благоприятное время, пора отпусков, совместного отдыха для всей семьи. Это время когда спадает эмоциональное напряжение и можно расслабиться. Но для родителей детей, имеющих речевые нарушения, важно использовать этот период для закрепления пройденного материала. Но помните, что не стоит делать это в форме занятия, лишь в игре, только в игре!
Все навыки, сформированные в течение года (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, пальчиковые игры, стихи и пройденные лексические темы) за летний период могут, как закрепиться и быть привычными, так и «потеряться». Поэтому, летом точно также стоит продолжать закреплять звуки в речи, ведь чем больше повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
Летом продолжаем обогащать пассивный и активный словарь дошкольника, развивать грамматически правильную фразовую и связную речь. Находясь на совместной семейной прогулке, учите ребёнка вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение автомобилей, голоса птиц и природы: звуки ветра, дождя, грома, града. Всё это способствует развитию слухового внимания. Играя в подвижные игры, игры-соревнования, игры-эстафеты благоприятно скажутся на развитии двигательной сферы ребенка, а именно увеличат объем силы, выработают быструю переключаемость движений, хорошую координацию и моторную реакцию.
Не стоит забывать о роли мелкой моторики в речевом развитии детей. Увлекательно и просто развивать мелкую моторику рук ребенка можно различными способами:
· Выкладывать фигурки с помощью листьев, камней, шишек, крупы;
· Играть с глиной, мокрым песком, лепить из соленого теста, пластилина;
· Играть с мячами, шариками – бросать, ловить, бить в цель;
· Застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки;
· Собирать овощи, фрукты, ягоды, полоть грядки.
А в дни непогоды, дома можно найти не менее увлекательные занятия:
· Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
· Перебирать крупы и делать из них аппликации;
· Играть с пальчиками в пальчиковые игры;
· Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
· Складывать простые игрушки из бумаги – оригами;
· Вышивать крестиком;
· Завинчивать гайки – игрушечные и настоящие;
· Собирать конструктор;
· Плести из бисера.
А самое главное, где бы ни проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребѐнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда положительный результат не заставит себя ждать! Успехов!
Развивающие игры на летний период
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребенком дома, на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:
На развитие фонематического восприятия:
· Игра «Узнай по звуку»: Ребенок закрывает глаза, а взрослый производит шумы и звуки разными предметами. Ребёнок должен догадаться, чем взрослый производит шум. Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.
· Игра «Мяч лови, и мяч бросай — сколько звуков, называй»: Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймав мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
· Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»: Взрослый бросает мяч ребёнку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймав мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.
· Игра «Рыбалка»: Ребенку предлагается поймать слова со звуком [л] (и другими). Он берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками.
· Игра «Повтори правильно»: Взрослый предлагает ребенку поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
На развитие речевого дыхания:
· «Цветочная поляна»: (Мы на цветочной поляне. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка расширена (не поднята). Плечи «висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.
· «Кто дольше сможет подуть на листики?»: У взрослого на нитках листья разных деревьев. «К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давай, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Взрослый смотрит, чтобы ребенок не надувал щеки, не напрягался, дул на листики легко и спокойно.
· «Дровосек»: Взрослый с ребенком стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
· «На берегу моря»: Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышишь, как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
На развитие лексико-грамматического строя речи:
· «Что из чего?»: Ребенка просят назвать как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса… (Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)
· «Пятерочка»: Ребенка просят подобрать по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называть слова и считать (или шагать, хлопать) Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять. (Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д.)
· «Пять действий»: Ребенка просят перечислить действия, которые можно совершать с указанным предметом. Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки… (Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д.)
· «Кто больше?»: Взрослый называет любое слово, обозначающее предмет. А ребенок должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
· «Подбери словечко»: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать: Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер); Старый - (дом, пень, человек, ботинок); Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть); Старая - (мебель, сказка, книга, бабушка); Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.
· «Вот, так магазины!»: Ребенку предлагают перечислить товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва… («Мелодия», «Школьник», «Океан», «Шкатулка», «Свет» «Все для дома» и др.)
· «Мир животных»: Ребенку предлагается назвать как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела. Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка… (Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у … Крылья есть у … Клыки есть у …и назвать, чьи они? Лапы лисы чьи? – Лисьи и т.д.)
· «Цвет и ответ»: Ребенка просят подобрать названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель! Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля. (Больничный халат такого же цвета, как…и т.д. с помидором, ѐлкой, вишней, цыпленком)
· «Три части»: Ребенка просят назвать по три части указанных предметов. Если назовѐшь пять частей, ты – победитель! Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов. (3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)
· «Скажи наоборот» (большой – маленький);
· «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
· «Один – много» (шар – шары, дом – дома);
· «Скажи ласково» (птица – птичка, ковер – коврик);