Речь – это не просто способность человека к общению, но и важнейшее условие его всестороннего полноценного развития, которое дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить, что напрямую связано с воображением и формированием человека в целом. Поэтому так важно заботиться о развитии речи ребёнка с раннего возраста, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.
И одним из приемов развития речи дошкольников может являться сказкотерапия. Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить. Сказка сама по себе близка и понятна ребёнку. Ее особенность состоит в том, что развитие личности ребенка происходит в согласованности с успешным овладением грамматически правильной и связной речью. А благодаря такому приему как сказкотерапия, дети учатся преодолевать барьеры в общении, лучше чувствовать друг друга, дружить и находить выражение эмоциям, чувствам, состояниям.
Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо создать эффективную ситуацию общения с ребенком с тяжелым нарушением речи. И задача педагога – так окружить ребёнка игрой, чтобы он не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи. Работа с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии и активное применение ее элементов придает коммуникативный характер каждому слову и высказыванию, активно используется в приемах артикуляционной гимнастики, корректирует нарушения звукопроизношения, повышает уровень развития лексико-грамматической стороны речи, развивает не только диалогическую, но и монологическую речь, ее эмоциональную выразительность, задействует при этом слуховой, зрительный и моторный анализаторы.
В своей коррекционной работе по речевому развитию элементы сказкотерапии применяю в следующих направлениях: дидактические игры, мнемотехника, театрализация и инсценировка сказок, релаксация.
За время своей работы я изготовила и приобрела немало дидактических пособий по теме «Сказки», в которые дети с удовольствием любят играть. Цель этих игр –непосредственно развивать речь, закрепляя названия сказок, их содержание и героев.
Также в своей работе для лучшего рассказа и пересказа сказок, я стала использовать такой прием как мнемотехника – как эффективный способ запоминания. Использование мнемотаблиц (схем) обучает детей рассказыванию с опорой на наглядность. Этот прием заметно облегчает овладение связной речью, а наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
В театрализации (инсценировке) сказок моей главной задачей является обучить детей пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка — это всегда праздник, яркие и незабываемые впечатления. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию, а манипулирование куклами развивает как общую, так и мелкую моторику.
Использование упражнений на «сказочную» релаксацию в конце логопедических занятий помогают снять напряжение, стабилизировать психические процессы и заряжают энергией. Например, «Ковер-самолет»: Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый занимает удобную для себя позу и делают 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая, ветерок нежно убаюкивает, обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза). Потягиваемся, делаем вдох и выдох; открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Потянуться всем телом, вытягиваем руки за голову и носки ног от себя».
Таким образом, использование в логопедической работе с детьми по развитию речи такого приема как сказкотерапия является достаточно эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит грамотно формулировать свои мысли и излагать их публично. А также помогает детям устанавливать взаимодействие с окружающим миром, выстраивать взаимоотношения друг с другом в процессе игры, формирует эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем оказывает большое влияние на становление личности ребенка. И по итогу ребенок в процессе применения сказкотерапии приобретает немало новых черт характера, такие как активность, эмоциональную открытость, творчество и самостоятельность.
Вот и с детьми младшей группы «Ягодка» мы тоже очень любим играть в сказку. Дети не только сами проявляют инициативу в прослушивании сказки, но и с большим удовольствием выбирают себе героев для ее театрализации. А за компанию с ребятами, дети с тяжелыми речевыми нарушениями меньше стесняются и тоже присоединяются к игре, где при чутком внимании специалиста они понемножку раскрываются и произносят свои первые полноценные фразы.