Ежедневно в коррекционной работе логопеда ведется поиск и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, которые бы способствовали выполнению важных методических задач:
· созданию психологической готовности к речевому общению;
· естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
· тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.
Важным фактором, определяющим успешность работы по звукопроизношению у детей старшего дошкольного возраста, является частота повторений правильно произносимого звука. Эту задачу можно решить с помощью артикуляционной гимнастики, дидактических игр, а также игровых упражнений, которые в течение дня могут быть включены в различные режимные моменты, тем самым приучают детей контролировать свое произношение.
Представленная картотека дидактических игр способствует подготовке артикуляционного аппарата, постановке нарушенного звука, закрепления правильного звукопроизношения и дифференциации закрепленных звуков в спонтанной речи.
Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков
Игры подготовительного этапа
1.«Как медведь за грибами ходил»
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход: взрослый объясняет ребенку, что медведь пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
2. «У кого пузырь больше?»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: детям и взрослому раздаются мыльные пузыри. Задача каждого заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
3. «Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом взрослым ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.
4. «Где звук живет?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков
1. «Прогулка по лесу»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: взрослый напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. Взрослый предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
2. «Сердитые гуси»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
3. «Мухи в паутине»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая круга. По сигналу дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Возрослый следит за правильным произношением звука.
4. «Договори словечко»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: взрослый начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков
1. «Занимательная рыбалка»
Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
2. «Помощники»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: взрослый говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка).
3. «Назови ласково»
Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход: взрослый говорит:
Захотелось ласковых нам слов. Кто из звуков нам помочь готов?
(Ш) – наш самый нежный звук. Не откажемся мы от его услуг.
Взрослый бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).
4. «Животные и их детёныши»
Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход: взрослый бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
Игры на дифференциацию шипящих звуков
1. «Прогулка в лес»
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес.
Взрослый говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдохнем послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Взрослый просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.
2. «Жадный кот»
Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
3. «Новосёлы»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.
Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.
4. «Фокусники»
Цель: дифференциация звуков С-Ш.
Ход: взрослый называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. А для того чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Терпения и успехов вам и вашим детям в покорении этой непростой вершины!