«Овощи – наши друзья».
Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье — сберегающий; включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети второй младшей группы (3-4 лет) и подготовительной группы(6-7 лет), родители, воспитатель группы.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – февраль ).
Актуальность проекта: Данный проект предназначен для детей разновозрастной группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья у дошкольников.
Работа над проектом направлена:
· на систематизирование и расширение знаний детей об овощах;
· на ознакомление с «витаминами», понимание их значения для здоровья человека;
· на закрепление знаний о правильном питании.
Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.
Проблема: На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети во время обеда на край тарелки откладывают варёные овощи (лук, свёкла и морковь).
Цель: Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности. Объяснить, что в овощах содержатся витамины, необходимые для нашего здоровья.
Задачи:
Ø Создать условия для формирования у детей познавательного интереса, развития любознательности, наблюдательности, расширения кругозора.
Ø Обогащать словарь детей; стимулировать развитие коммуникативных навыков.
Ø Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка), воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Систематизировать и расширить знания детей об овощах.
Ø Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для человека.
Ø Воспитывать интерес к природным объектам, культурным растениям, желание помогать родителям, выращивать, полезные продукты. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ø Повысить заинтересованность родителей в творческой деятельности детей.
Ø Учить детей делать выбор в питании в пользу овощей, фруктов и ягод.
Ø Формировать эмоционально – положительное отношение к еде.
Ø Способствовать развитию навыков питания как составной части здорового образа жизни.
Ø Совершенствовать у родителей понимание важности и значение правильного питания, использования овощей, ягод и фруктов для здоровья ребенка и всей семьи
Предполагаемый результат: Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своѐ здоровье. Повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях.
Этапы реализации проекта «Овощная азбука витаминов»
Организационный этап:
§ Сбор литературы - стихи, сказки, просмотр мультфильмов.
§ Рассматривание иллюстраций.
§ Анкетирование родителей «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
§ Консультация для родителей «Витамины с грядки».
§ Памятка «Советы Доктора Витаминкина».
§ Разучивание подвижных игр на овощную тематику: «Что на грядке, что под деревом?», «Бабушка и огурцы», «Огуречик - огуречик».
Практический этап:
«Познавательное развитие»
Познание «Витамины растут на грядке»
1. Игровая деятельность:
Настольно – печатные игры: «Лото-овощи», «Что растет на грядке», «Урожай».
Задачи: Активизировать словарный запас ребёнка; расширять запас слов (имён существительных) в активном словаре детей; закреплять обобщающие понятия; воспитывать усидчивость.
Дидактические игры: «Что можно приготовить из овощей?», «Что в лукошке лежит?», «Угощение для зверят», «Составь из половинок».
Задачи: Учить различать овощи по цвету, форме, величине, развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение; воспитывать внимательность во время игры.
Подвижные игры: «Что на грядке, что под деревом?», «Бабушка и огурцы», «Огуречик - огуречик».
Задачи: Учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать двигательную активность, выполнять движения в соответствии с текстом; воспитывать интерес к игре.
Сюжетно – ролевая игра: «Сварим куклам суп».
Задачи: Создавать условия для сюжетно – ролевой игры, развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Создание фотоальбома «Мой любимый овощ»
2. Формы работы с родителями:
Подбор художественной и познавательной литературы об овощах.
Ширма-раскладушка о пользе витаминов.
3. Исследовательская деятельность и наблюдения:
Пробуем «овощи на вкус» (в сыром и вареном виде).
Задачи. Учить детей обследованию овощей, различать овощи по запаху и вкусу, твёрдости; знать их название; воспитывать аккуратность во время еды.
«Речевое развитие»
1.Коммуникация
Рассматривание картины «Что растет на грядке?»
Задачи: Учить слушать рассказ воспитателя, добавлять слова, заканчивая предложение; уточнить представление об овощах; воспитывать творческую активность на занятии.
«Расскажи об овощах», «Чудо – овощи» (муляжи)
Задачи: Побуждать детей вместе с воспитателем составлять рассказ по набору предметов из двух – трёх простых предложений; развивать зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединять с помощью и без помощи воспитателя все ответы в повествовательный рассказ; воспитывать трудолюбие и творческую активность на занятии.
Формы работы с детьми:
Рассматривание иллюстраций «Овощи».
Рассматривание муляжей «Овощи», натуральных продуктов.
Формы работы с родителями:
Составление рассказа об овощах (совместно с детьми).
2. Приобщение к художественной литературе
Драматизация русской народной сказки «Репка».
Задачи: Продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка; формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать детей к участию в драматизации знакомых сказок; побуждать дошкольников узнавать и называть героев знакомых сказок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Формы работы с родителями:
Подбор детских книг по теме «Овощи».
«Художественно – эстетическое развитие»
Лепка «Огурчики и морковки».
Задачи: Закрепить умение находить и называть зеленый и красный цвет; продолжать учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Рисование «Помидор».
Задачи:Расширять представление о красках как художественном материале; упражнять изображать округлую форму; учить рисовать, используя краски нескольких цветов; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Конструктивно модельная деятельность «Грядки для овощей».
Задачи: Учить приставлять кирпичики друг другу широкими гранями; закреплять понятия «много – один»; побуждать обыгрывать постройку; воспитывать трудолюбие.
Формы работы с родителями:
Изготовление овощей из соленого теста.
«Социально – коммуникативное развитие»
1. Социализация
Сюжетно – ролевая игра «Приходите в гости к нам».
Задачи: Развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательное отношение к окружающим, воспитание гостеприимства.
Развлечение «В огороде заинька».
Задачи: создание игровых ситуаций, активизирующих творческие проявления детей; эмоциональное развитие детей; развивать чувство ритма посредством игры в музыкально – ритмических упражнений и сопровождения песен ритмически организованными движениями; прививать интерес к родной природе, животным; воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
Формы работы с родителями:
Экскурсия с детьми в овощной магазин, на дачный участок.
«Физическое развитие»
1. Игровая деятельность:
Подвижная игра «Огуречик - огуречик».
Задачи: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать двигательную активность, выполнять движения в соответствии с текстом, воспитывать интерес к игре.
Пальчиковые гимнастики «Капуста», «У Лариски две редиски».
Задачи:Развивать мелкую моторику пальцев рук; создать положительно – эмоциональный фон; поднять настроение.
Физкультминутки «Огород», «Морковный салат».
Задачи: Восстанавливают работоспособность детей; улучшение общего состояния; переключить внимание с одной деятельности на другую; снятие напряжения с мышц, вызванное неподвижным состоянием; развитие речи, памяти; развивают координацию.
Утренняя гимнастика «У дедушке на огороде»
Задачи: Укреплять здоровье детей; формировать у детей потребность в разных видах двигательной активности; закаливать организм; учить выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого;
учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.
Бодрящая гимнастика «Идём на огород».
Задачи: Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия; развитие физических навыков; сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Дыхательная гимнастика «Прожорливые овощи».
Задачи: Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути.
Заключительный этап
Ø Выставка творческих работ из овощей «Щедрый урожай».
Ø Фотоколлаж «Вот такой урожай»
Ø Подведение итогов реализации проекта.
Выводы: Проводимая работа помогла повысить их интерес к овощам и их влияние на здоровье, обогатить социальный опыт детей, и отразить полученные знания в сюжетно ролевых играх.
- В результате внедрения проекта в общеобразовательном процессе у детей повысился уровень знаний об овощах;
-расширился словарь по теме "Овощи"; стала более развита речевая и мыслительная деятельности, мелкая моторика.
-В ходе проекта повысилось положительное отношение к результатам своего труда, в том числе родителей, продолжаем формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Полученные знания дали детям возможность фантазировать, творчески само выражаться, что обусловило повышение уровня познавательных и творческих способностей.
А главное дети поняли что всё, что приготовлено из овощей, нужно кушать потому, что это полезно и необходимо.
В дальнейшем будем поддерживать интерес и желание детей познавать новое.