Подробнее об этом
18.10.2021 07:50
Консультация родителей на тему «О чем может рассказать детский рисунок?» Боркова Анастасия Дмитриевна, педагог-психолог


 Известно, что детский рисунок может о многом рассказать. Пусть в творениях ребенка будет раскрыт не весь внутренний мир, но вы сможете увидеть, каковы его отношения с родителями, сверстниками и окружающими. Через рисунок можно понять эмоциональный настрой, поскольку цвета красок передают чувства и переживания ребенка. По банальному сюжету «дом, семья, дети» можно увидеть, насколько открыт или закрыт ребенок к миру, и что его тревожит.

Важны все детали рисунка, например, если дом занимает существенную часть листа – это свидетельствует о том, что ребенок вполне общителен, подчеркивает коммуникабельность и наличие открытых дверей у этого дома. Однако, если двери маленькие – признак неуверенности, отсутствие дверей указывает на проблемы, в частности, ребенку не хватает душевного общения с родителями, а если двери изображены сбоку или на них вообще замок – ребенок чувствует себя одиноким или замыкается, отгораживается от окружающих.

Дом олицетворяет основу, фундамент, который закладывается при непосредственном участии родителей с раннего детства, поэтому так важно обратить внимание именно на рисунок, содержащий в центре дом. Если домик где-то вдалеке, значит, ребенок отвергнут. Наличие напряженных отношений в семье подчеркивает и лестница, ведущая в никуда (то есть не к дверям).

О многом могут поведать и окна. Дом с большим количеством окон говорит об открытости ребенка к отношениям с детьми, однако шторы, занавешивающие окна, уже сигнализируют о трудностях в общении, а зарешеченные оконные проемы - признак внутренних конфликтов и комплексов.

Выявить эмоциональную скудность в общении с родителями поможет, как ни странно, нарисованная у дома труба. Если из нее едва струится жидкий дымок – так и есть: не достает общения с родителями, а спрятанная за крышей труба означает, что ребенок вообще избегает эмоционального общения. Ну а густой дым – тяжесть на душе.

Цвета в детском рисунке

Благоприятными считаются желтый и фиолетовый – их обычно применяют дети, видящие мир в оптимистичных тонах. Преобладание красного свидетельствует о гиперактивности, синий – о тоске и внутреннем напряжении. Зеленый цвет говорит о том, что ребенку не хватает любви и умиротворенности. Коричневый уже сигнализирует о наличии дискомфорта, а черный цвет символизирует упадническое настроение, подавленность, негатив. Если ребенок не приемлет цветные краски, часто рисует простым или одноцветным карандашом это говорит об эмоциональной скудности, дефиците ярких эмоций.

Цвет – это чрезвычайно информативная характеристика рисунка, которая создает его «настроение». Многие специалисты используют интерпретацию значения цветов, которую предложил известный психолог Макс Люшер. Согласно его теории, тот или иной цвет отражает определенное психологическое состояние человека.

·         Черный – потребность в переменах, недовольство, враждебность, подавленность;

·         Серый – отстраненность, безразличие;

·         Коричневый – замкнутость, физический или эмоциональный дискомфорт, чувственность;

·         Фиолетовый – эмоциональная незрелость, инфантилизм;

·         Синий – стремлению к покою, сознательность;

·         Голубой – дружелюбность, задумчивость;

·         Зеленый – решительность, независимость, замкнутость;

·         Желтый – оптимизм, любознательность, мечтательность;

·         Оранжевый – энергичность, общительность, вспыльчивость;

·         Розовый – беззащитность, робость, зависимость от мнения других людей;

·         Красный – агрессивность, активность, эгоизм.

Обычно дошкольники используют 5-6 цветов в одном рисунке. Но не стоит торопиться интерпретировать каждый из них. Подумайте, какое общее эмоциональное впечатление производит на Вас рисунок, что в нем необычного, какой цвет выражен ярче всего.

Расположение рисунка на листе бумаги

·         В норме большая часть композиции обычно располагается в центре листа.

·         Если рисунок смещен наверх, вероятно, у ребенка присутствует сильное стремление к социальному одобрению, завышенная самооценка.

·         Если рисунок мелкий и сдвинут по вертикали вниз, это говорит о неуверенности в себе и заниженной самооценке.

·         Смещение композиции к левому краю листа связывают с зацикленностью на прошлом, низкой активностью.

·         Смещение рисунка вправо – устремленность в будущее, деятельность, активность.

Тематика рисунков

Чаще всего дети дошкольного возраста рисуют пейзажи (дом, траву, цветы, деревья, солнце, облака), а также домашних любимцев, свою семью и друзей. Рисунки могут отражать впечатления от увиденного, например, от похода в цирк или зоопарк, просмотра мультика. Девочки любят изображать принцесс и фей, а мальчики – сражения, военную технику, машины и так далее. Такое содержание рисунков считается обычным и говорит об эмоциональном благополучии малыша. Если же ребенок вдруг начал рисовать страшный зверей, монстров, сюжеты с негативным содержанием, это может говорить о внутренних переживаниях, страхах, скрытой агрессии. Превалирование в рисунках изображений предметов и животных над изображениями людей чаще всего является признаком проблем в общении.

Тематика рисунков

Важно разобраться, что является причиной негативного содержания рисунков: сюжеты, которые малыш где-то увидел, и они его впечатлили, или события его собственной жизни.

Рисунок семьи

Рисунок собственной семьи, сделанный ребенком, может рассказать о том, какие взаимоотношения внутри семьи (по мнению малыша), как кроха воспринимает своих близких и самого себя, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно, находясь дома. Вот на что стоит обратить внимание:

1.      Порядок рисования. В первую очередь дети обычно рисуют тех членов семьи, которые для него наиболее значимы. Если ребенок забыл кого-то изобразить, возможно, с этим членом семьи связаны какие-то конфликты и переживания, или же эмоциональный контакт с ним вовсе не установлен.

2.      Расположение персонажей на рисунке. Самого близкого человека малыши рисуют рядом с собой. В отдалении от ребенка изображаются те члены семьи, взаимоотношения с которыми не такие тесные («брат играет в соседний комнате», «папа работает»). Слишком «плотное» расположение людей на рисунке – признак потворствующего стиля семейного воспитания (гиперопеки).

3.      Изображение самого ребенка. Как правило, дети изображают себя в центре листа или рядом с членом семьи, имеющим наибольший авторитет. Тревожный симптом – отсутствие самого ребенка на рисунке (или его изображение вдали от остальных членов семьи). Скорее всего, малыш чувствует себя одиноким, «лишним» и не получает должную заботу и внимая.

4.      Детали рисунка. Статистика, которая получена по результатам многочисленных психологических исследований, позволяет интерпретировать некоторые особенности деталей рисунка:

·         Большие руки, прорисовка зубов – агрессивность;

·         Отсутствие рук – бездействие;

·         Руки в карманах или за спиной – скрытность, недоверие;

·         Тонкие ноги и руки – неуверенность в себе;

·         Яркий и броский внешний вид, прорисованный ресницы, необычная прическа, большие уши – желание понравиться окружающим;

·         Большая голова – доминирование разума над чувствами, самоконтроль;

·         Большие глаза с прорисованными яркими зрачками, сильный нажим на карандаш свидетельствуют о наличии страхов;

·         Персонажи не касаются ногами земли – мечтательность.

 

Таким образом, детские рисунки – это кладезь информации не только для специалистов, но и для родителей. Анализ рисунков малыша поможет лучше узнать его внутренний мир. Первое впечатление от картины зачастую позволяет интуитивно почувствовать эмоциональный фон ребенка и степень его психологического благополучия. Также обращайте внимание на композицию рисунка, основные цвета, необычные элементы и детали и на то, как ребенок изобразил самого себя. Если на протяжении достаточно долгого времени в рисунках ребенка Вы замечаете нечто настораживающие, стоит обраться за помощью к детскому психологу.